• Сельскохозяйственная техника
  • Автомобильная и дорожно-строительная техника
  • Строительство
  • Земельные участки для с/х производства
  • Земельные участки для строительства
  • Строительные материалы
  • Добыча воды и скважины
  • Месторождения и полезные ископаемые
1 3 1 2 4
Анализ импорта с/х техники в Украине 2012 - 2013

Анализ импорта с/х техники в Украине 2012 - 2013

06/08/2013

В 2012 году Украина экспортировала продукции АПК и пищепрома на сумму около $ 18 млрд. Обогнав химпром и машиностроение, аграрная отрасль стала одним из основных поставщиков валюты в государственную казну и вместе с металлургией – главной бюджетообразующей отраслью экономики Украины. По заявлениям чиновников, в 2013 году урожай зерновых в Украине превысит 57 млн. тон. Даже с учетом виртуального «покращення» и подсевшей инфраструктуры доставки и хранения зерна, урожай этого года обещает стать рекордным в истории независимой Украины. Чтобы сохранить нынешний уровень с/х производства, украинские аграрии активно внедряют новые технологии и наращивают объемы импорта современной с/х техники, вплотную приблизившись к докризисному уровню.

В 2012 году в Украину было импортировано сельскохозяйственной техники на сумму около $  930 млн., 90% из которых приходится на новую технику. Уже второй год подряд данная отрасль показывает заметный рост. Если политические и экономические риски не будут иметь продолжения, данная динамика сохранится и в этом году. Поскольку тема производства отечественной с/х техники больше остается на бумаге и поднимается правительством только в преддверии выборов, удельный вес украинских торговых марок является незначительным.

Как и ожидалось, в группу лидеров вошли старожилы рынка: «John Deere», «Claas», «New Holland» и «Case IH», которые присутствуют в Украине более 20 лет и хорошо известны отечественным фермерам. На смену популярному «Massey Fergusson» пришел «Challenger». Благодаря недюжинным усилиям дилерской сети смена капитана команды «AGCO» не только прошла безболезненно, но и приблизила компанию к заветной четверке лидеров. По мнению экспертов «МАРКОМ», оба упомянутых брэнда имеют потенциал развития и вследствие разного маркетингового позиционирования могут параллельно продвигаться на украинском рынке. Неудивительно, если в ближайшее время мы увидим «второе пришествие» «Massey Fergusson» от «AGCO».

В 2012 году в Украину было импортировано новых тракторов (> 80 л.с.) на сумму более $ 312 млн. Четверку лидеров составили торговые марки: «Беларус» (30%), «John Deere» (28%), «Case IH» (15%), «New Holland» (10%). Не менее интересными выглядят позиции торговых марок в разрезе мощности. В сегменте тракторов от 80 до 100 л.с. (объем импорта $ 69 млн.), а также от 100 до 200 л.с. ($ 42 млн.) традиционно доминирует «Беларус» (97% и 58% соответственно). Сегмент тракторов от 200 до 300 л.с. ($ 33 млн.) имеет более интенсивную конкуренцию: «Deutz Fahr» (27%), «Case IH» (20%), «John Deere» (16%), «Claas» (13%). В самом «вкусном» сегменте тракторов более 300 л.с. ($ 169 млн.) лидерами рынка являются «John Deere» (43%), «Case IH» (22%), «New Holland» (16%). 

Импорт новых зерноуборочных комбайнов за аналогичный период составил около $ 153 млн. Если к этому добавить таможенную стоимость жаток, общая сумма импорта окажется еще внушительнее. В четверку лидеров традиционно вошли торговые марки: «Claas» (29%), «New Holland» (26%), «John Deere» (23%), «Case IH» (13%).

Объем и динамика рынка подталкивают западных производителей искать возможности локализации сборки посредством создания совместных предприятий. Который год ведомство Присяжнюка (министра сельского хозяйства Украины) ведет переговоры с «John Deere» и «Sampo» на предмет организации совместного производства. Этим летом завод «Херсонмаш» показательно выпустил первый собранный комбайн «Claas». С одной стороны, отсутствие стабильного источника финансирования сдерживает реализацию совместных проектов, с другой, – высокие политические риски ограничивают приток в Украину полноценных иностранных инвестиций. Независимо от решения совместного производства, потребность Украины в современной с/х технике удовлетворена лишь наполовину – поэтому отечественный рынок является крайне привлекательным для западных производителей.

Интенсивность конкуренции в основных сегментах рынка показывает, что компании-поставщики с/х техники постепенно переходят от ценовой конкуренции к конкуренции регионального присутствия и сервисного обслуживания. Поэтому в ближайшие годы основные участники рынка будут активно развивать дилерские сети и повышать стандарты послепродажной поддержки.

Подробный и более свежий анализ импорта сельскохозяйственной техники (с указанием ТМ, модели, цены инвойса, названия импортера, названия поставщика, страны-отправителя) можно заказать у представителей компании МАРКОМ.

Валерий Берлет - Директор агентства "Маркетинговые коммуникации "МАРКОМ"

Мониторленд