• Сельскохозяйственная техника
  • Автомобильная и дорожно-строительная техника
  • Строительство
  • Земельные участки для с/х производства
  • Земельные участки для строительства
  • Строительные материалы
  • Добыча воды и скважины
  • Месторождения и полезные ископаемые
1 3 1 2 4
Дорожное строительство как основной драйвер спроса на дорожно-строительную технику

Дорожное строительство как основной драйвер спроса на дорожно-строительную технику

24/10/2013

Для производителей дорожно-строительной техники этот год оказался не самым удачным. На глобальном рынке за последние годы отрасль показывает слабый рост (CAGR + 2,6%). На общем фоне скромные показатели Украины скорее отражают мировую тенденцию, чем служат поводом для национального уничижения и "посыпания головы пеплом". 

Дорожное строительство является основным драйвером спроса на дорожно-строительную технику. Объемы дорожного строительства, в первую очередь, зависят от реализации государственной программы, которая за все годы независимости Украины, пожалуй, имеет наиболее амбициозные планы. В соответствии с постановлением КМУ № 696 от 11 июля 2013 года, на дорожное строительство на протяжении пяти лет предполагается выделение финансирования в размере 214 млрд. грн., из которых: 134 млрд. грн. – средства государственного бюджета, 18 млрд. грн. – средства международных финансовых организаций, 42 млрд. грн. – кредитные средства, 20 млрд. грн. – средства частных инвестиционных фондов.

Как известно, Украина – одна из крупнейших стран Европы. Площадь Украины составляет 604 тыс. кв.км., а протяженность дорог – 169 тыс. км, из которых дороги I и II категории не превышают 10%. При этом 80% нагрузки от всех транспортных перевозок приходится на дороги именно этой категории.

Все ездят по украинским дорогам и видят, в каком состоянии они находятся: более 50% дорог не соответствует требованиям по ровности, более 40% – по плотности, а 90% дорог вообще требуют текущего и капитального ремонта. Чтобы остановить негативную тенденцию и заложить основы дальнейшего развития дорожной инфраструктуры, КМУ постановлением № 696 от 11 июля 2013 года принял Государственную программу развития дорог до 2018 года, в соответствии с которой предполагается строительство и реконструкция 1,5 тыс. км., а также ремонт 24 тыс. км. дорог общего пользования.

Основными направлениями дорожного строительства являются западное направление – выход на европейские страны (Ровно-Броды-Львов-Краковец), южное направление (Одесса-Рени), а также выход на Россию (Симферополь-Мелитополь-Харьков-Щербаковка и Киев-Кипти-Бачевск).

В программе есть конкретные цифры, заложенные на строительство и реконструкцию, капитальный и текущий ремонт. С 2007 по 2012 год, в соответствии с предыдущим постановлением КМУ № 710 от 3 августа 2005 года, было построено и реконструировано более 1,6 тыс. км. дорог. Согласно последнему постановлению, в ближайшие 5 лет запланировано строительство и реконструкция 1,5 тыс. км., а также текущий и капитальный ремонт 24 тыс. км. дорог, в первую очередь, в направлении крупных городов а также международных транспортных коридоров.

Это серьезный объем работ. Если программа будет реализована, это поднимет сразу несколько смежных отраслей и позволит «дышать» доброй сотне производителей строительных материалов. Только щебня потребуется более 120 млн. кубов. Если на строительство единицы дорожного покрытия (1 км х 1 м) в среднем необходимо более 700 кубов щебня, то на ремонт – около 400 кубов. Зная категорию и ширину дороги, региональные карьеры могут сами определять потребность в щебне на том или другом участке и поставлять материал дорожным строителям в пределах рентабельного «плеча доставки».

Интенсивность дорожного строительства напрямую влияет на объем импорта дорожно-строительной техники. В 2012 году в Украину было поставлено 1212 единиц новой дорожно-строительной техники на сумму около $ 160 млн., а также 1169 единиц техники б/у на $ 40 млн. Сегодня отрасль застыла в ожидании государственной поддержки, показывая слабый рост.

Для определения динамики рынка мы сравнили первое полугодие 2013 года с аналогичным периодом прошлого года. По основным позициям (погрузчики фронтальные, погрузчики телескопические, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы гусеничные, экскаваторы колесные, катки, бульдозеры, грейдеры, асфальтоукладчики) динамика положительная, хоть и слабая. Если импорт  техники в количественном выражении незначительно превысил уровень прошлого года (за первое полугодие 2012 года в Украину импортировано 545 единиц техники, 2013 года – 552), то в стоимостном выражении (за первое полугодие 2012 года импорт превысил $ 82 млн., 2013 года – $ 68 млн.) падение составило 17%. Если оценить динамику по каждой отдельной позиции, получается такая картина: рост наблюдается в сегментах телескопических погрузчиков, экскаваторов-погрузчиков, колесных экскаваторов, бульдозеров и грейдеров. Напротив упали продажи фронтальных погрузчиков, гусеничных экскаваторов, катков и асфальтоукладчиков.

Данный анализ показывает, отечественный рынок по-прежнему нуждается в современной дорожно-строительной технике. Потребность Украины едва удовлетворена наполовину. Чтобы выжить и сохранить рыночные позиции, поставщики дорожно-строительной техники готовы за счет сокращения прибыли выполнять поставки, работая в низком и среднем ценовом сегментах. При этом, все операторы рынка надеются на запуск Государственной программы развития дорожного строительства, которая является основным драйвером спроса на дорожно-строительную технику и строительные материалы.

Для получения подробного анализа импорта дорожно-строительной техники в Украину просим обращаться к представителям агентства "Маркетинговые коммуникации "МАРКОМ": vb@marcom.kiev.ua 

Мониторленд