• Сельскохозяйственная техника
  • Автомобильная и дорожно-строительная техника
  • Строительство
  • Земельные участки для с/х производства
  • Земельные участки для строительства
  • Строительные материалы
  • Добыча воды и скважины
  • Месторождения и полезные ископаемые
1 3 1 2 4
Тех стандарт

Тех стандарт

24/12/2013

Прошли времена, когда за тяжелой стройтехникой (экскаваторами, погрузчиками, авто- и стационарными кранами, бетономешалками) строительные компании выстраивались в очередь, осуществляли предоплату в размере 100%, а производители и поставщики выдавали ее буквально “по штуке в одни руки”.

Правда, определенный всплеск спроса на такую технику наблюдался пару лет назад, когда в стране возводили инфраструктурные объекты. Сейчас же на строительном рынке, за исключением разве что столицы и некоторых городов-миллионников затишье. А посему участники рынка тяжелой техники используют все возможные методы для привлечения покупателей.

Поклониться каждому

Как утверждают участники рынка, предоплату сейчас готовы проводить не более трети покупателей экскаваторов, автокранов, погрузчиков и прочей техники. Причина понятна: у строителей дефицит оборотных средств, а потому носить деньги, в буквальном смысле, чемоданами, как это было ранее, они не в состоянии. Заказчики нередко просят поставщиков новой техники сдавать им ее в аренду, что, в свою очередь, невыгодно производителям и торговцам (см. “Аналитик — о маневре”). Поэтому последние применяют другие подходы, стремясь стимулировать клиентов эту технику все-таки покупать.

Сейчас на первое место вышел лизинг. По утверждению участников выставки тяжелой строительной техники “Буд Тех”, прошедшей в Киеве в начале октября, его доля в структуре сбыта новой техники — не менее 50%, тогда как до кризиса данным финансовым инструментом пользовались примерно 7% покупателей. Соответственно, поставщики либо организуют в структуре своих компаний соответствующие подразделения, либо пользуются услугами компаний-партнеров.

К примеру, компания “Индустрия Техногрупп” (г.Киев; реализация землеройной, строительной и карьерной техники ТМ Doosan; с 2005 г.; около 50 чел.) и ООО “Богдан-Лизинг” (г.Киев; финансовый лизинг; с 2004 г.; около 20 чел.) заключили соглашение о реализации в лизинг техники торговой марки Doosan. Александр Сиволапов, руководитель проектов компании “Индустрия Техногрупп”, утверждает, что сделано это в целях привлечения клиентов, поскольку потребность в обновлении техники у них большая. Как правило, максимальный срок лизинга составляет три года.

Например, если погрузчик стоит 511 тыс.грн., первоначальный взнос может составить 10% его цены. При этом дорожает техника не более чем на 11% в год. Сюда входит страхование техники, оформление залога, регистрация в контролирующих органах, прохождение техосмотра и т.п. В банках же первый взнос при кредитовании может составлять не менее 30% стоимости при ставке 22-26% в год для юрлиц. К тому же финучреждения крайне неохотно кредитуют сделки по покупке строительной техники, поскольку не всегда уверены в добросовестности такой категории клиентов.

ООО с ИИ “Цеппелин Украина ООО” (г.Киев; дилер техники ТМ Caterpillar; реализация и обслуживание агро-, строительной и горной техники; с 1998 г.; 450 чел.) через собственное финансовое подразделение предоставляет возможность приобретения техники и в лизинг, и в рассрочку. В последнем случае покупатель, как правило, вносит авансовый платеж в размере 30% стоимости, а затем в течение полугода производит окончательный расчет. Преимущества такой схемы для строительной компании заключаются в том, что для нее это беспроцентная покупка.

В свою очередь, ООО “Юромаш” (г.Киев; эксклюзивный дилер техники ТМ Hitachi; карьерное и строительное оборудование; реализация и обслуживание техники; с 2004 г.; около 170 чел.) предлагает покупателям аренду техники с правом выкупа. Это интересно строителям, потому что у них есть возможность протестировать ее в работе, не затрачивая больших средств.

Помимо этого покупателям предлагается программа trade in. Как правило, обмен с соответствующей оплатой в зависимости от степени износа старой техники производится поставщиком машин одной и той же торговой марки.

Следует отметить, что строительные компании не всегда клюют на приманки производителей и торговцев. Например, Сергей Репкин, главный инженер строительной корпорации “Гранит” (г.Киев; с 1991 г.; около 500 чел.), рассказывает, что в целях экономии строители используют либо арендованную подержанную технику, либо парк компаний-субподрядчиков. Если же у застройщиков достаточно свободных средств, они, как правило, работают по лизинговым схемам.

Дешево — не сердито

В условиях сокращения спроса некоторым игрокам рынка в этом году все же удалось выйти на докризисные показатели реализации машин. Александр Мярковский, директор департамента строительной техники ООО “АМАКО Украина”, говорит, что в этом году их компания продала около 40 ед. техники ТМ New Holland, подписала еще ряд контрактов; техника заказана, приходит и отгружается.

Таким образом, предприятие вышло на уровень реализации 2008 г. Евгений Поляков, торговый представитель ООО “Юромаш”, утверждает: “Уже сейчас мы наблюдаем увеличение объема сбыта за счет частных инвестиций. А по итогам года ожидаем прироста реализации техники на 15-20% по сравнению с прошлым годом”.

Стоит отметить, что прирост сбыта наблюдается главным образом в нижнем и среднем ценовых сегментах (по уверениям участников выставки, в среднем по рынку на 10-15% в первом полугодии). В то же время верхний ценовой сегмент, если так можно выразиться, стоит.

Дмитрий Пшеничный, региональный менеджер компании “Армада” (г.Днепропетровск; реализация тяжелой строительной техники ТМ Liebherr; с 2008 г.; данные о количестве сотрудников не предоставлены), отмечает: в этом году компания не продала ни одного башенного крана стоимостью EUR1 млн (в прошлом году реализовала два. — Ред.). Ввезенные же компанией экскаваторы были доставлены в восточные регионы Украины для производственных целей.

Сокращение сбыта дорогостоящей техники аналитики в той или иной степени рынка связывают с непредсказуемостью развития ситуации в стране. Ведь приобрести экскаватор стоимостью $200 тыс., срок эксплуатации которого составляет около 10 лет, можно лишь при гарантии развития бизнеса на перспективу. Но таких гарантий никто не дает.

Не мытьем, так катаньем

“Самочувствие” игроков рынка тяжелой строительной техники напрямую зависит от темпов выполнения строительных работ в стране. Ситуация здесь неутешительная. По данным Госстата, объемы строительных работ в январе — августе 2013 г., по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., сократились на 15%. Почти такой же информацией оперируют аналитики рынка стройтехники.

По словам Валерия Берлета, директора ООО “Маркетинговые коммуникации “Марком”, импорт новой тяжелой строительной техники в Украину (на нашем рынке доля зарубежной техники традиционно составляет не менее 75%. — Ред.) в первом полугодии текущего года, по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., сократился более чем на 20% в денежном выражении.

При этом в количественном выражении техники ввезено почти столько же, сколько и в прошлом году, что дает основания говорить, что заказчики предпочитают продукцию подешевле (см. “Структура…”). В предкризисные годы в Украине наблюдалась обратная ситуация — сбыт техники ежегодно рос на 50%, тогда как объемы строительных работ увеличивались на 60% (см. статью "Серединное предложение").

В первом же полугодии 2013 г., по данным ООО “Марком”, в Украину не ввезли ни одного асфальтоукладчика. Впрочем, ситуация может измениться в связи с утверждением постановлением Кабмина №696 от 11.07.13 г. Государственной целевой экономической программы развития автомобильных дорог общего пользования на 2013-2018 гг. стоимостью более 214 млрд грн., из которых более 133 млрд грн. — государственные средства. Если Госпрограмма действительно будет финансироваться, поставщики тяжелой строительной техники переключатся на дорожников.

Валерий Берлет (38), директор ООО “Маркетинговые коммуникации “Марком” (Киев; исследования, консалтинг и продвижение на промышленных рынках; с 2007 г.; 10 чел.):

— Сейчас нет глобального драйвера спроса на тяжелую стройтехнику, соответственно, на радикальное улучшение ситуации надежды мало. И это при том, что реальные потребности рынка в технике удовлетворены менее чем наполовину. На мой взгляд, самыми надежными источниками финансирования закупок являются сейчас бюджетные программы и заемные средства, оставшиеся с прошлых лет. Что же касается средств частных строительных компаний, то они инвестируют их в приобретение техники, только если уверены, что они окупятся.

Журнал БИЗНЕС №41 (1080) от 14.10.2013 Шкляр Анна

Мониторленд